Эксперт Агуреев объяснил, как UzAuto Motors обогнал АвтоВАЗ и почему россиянам не предложат Chevrolet В реальной конкуренции российские автопроизводители не могут противостоять опасному соседу: изгнанный из Тольятти Бу Андерссон построил в Узбекистане мощный автопром, и России пока нечего ему противопоставить.
В беседе с 74.ru эксперт по промышленным коммуникациям Алексей Агуреев, работавший советником Бу Андерссона на “АвтоВАЗе” и UzAuto Motors, объяснил, что происходит с автогигантом Тольятти, и раскрыл, почему узбекские автомобили сейчас не представлены в России. Причины политические.
После ухода с “АвтоВАЗа” бывший президент переехал в соседний Узбекистан и в 2021 году возглавил UzAuto Motors. Под его руководством завод запустил две новые модели Chevrolet – Tracker и Onyx. В 2023 году завод в Узбекистане выпустил более 395 000 автомобилей, в то время как АвтоВАЗ – только 374 000.
Это позволило UzAuto Motors стать крупнейшим автопроизводителем среди всех стран СНГ. Алексей Агуреев напомнил, что АвтоВАЗ уже почти два года живет и работает в условиях санкций, которые отчасти совпали с мировым кризисом микрочипов и коллапсом логистических цепочек по всему миру.
Российский автопроизводитель “находится в самой сложной ситуации среди всех автопроизводителей в связи с массовым уходом иностранных поставщиков”.
Компания Uzautomotors находится в более благоприятной ситуации и смогла увеличить производство на 20% в прошлом году. В 2024 году компания планирует выпустить 430 000 автомобилей (+9% по сравнению с прошлым годом). В отличие от АвтоВАЗа, который идет путем проб и ошибок, UzAuto Motors грамотно инвестирует в развитие в условиях правильной государственной политики.
Агуреев подчеркнул, что узбекская компания изначально ориентировалась на поддержку стратегических партнеров и никогда от нее не отказывалась. Благодаря GM произошел переход на современную унифицированную платформу GM GEM, что позволило наладить выпуск Chevrolet Tracker и Onyx.
Одновременно было организовано совместное производство автокомпонентов на территории Узбекистана – теперь автомобили Chevrolet производятся по технологии полного цикла, а фактический уровень локализации достиг 70 %.
Успехи узбекского автопрома практически незаметны в Российской Федерации по политическим причинам: современные Chevrolet по потребительским свойствам ничуть не уступают тольяттинской продукции, а стоят дешевле.
Например, Chevrolet Onyx стоит от 1,3 миллиона рублей. Для предотвращения реальной конкуренции предусмотрены тарифные барьеры. Узбекистан не является членом ЕАЭС, поэтому приходится проходить полную таможенную очистку.
Этот сбор добавляет сотни тысяч рублей к цене узбекского оборудования, делая доставку в Россию бессмысленной. Из-за растаможки Onyx стоит дороже, чем более оснащенные китайские седаны, такие как Geely Emgrand или Omoda S5.
Читайте также: В Калининграде на «Автоторе» началась сборка сразу 4 моделей нового бренда Ambertruck