На прошлой неделе руководство проекта по выводу на российский рынок внедорожника Orting Paladin, который производится на заводе Zhengzhou Nissan Motor в Китае, объявило о переименовании автомобиля из латинского Paladin в российский Paladin. Событие это беспрецедентное и, учитывая предрелизное переименование моделей, практически единственное в истории на российском рынке. Понятно, что причины для такой меры должны быть особыми, а официальная информация, связывающая смену имени с грядущим 75-летием установления дипломатических отношений между Китаем и СССР (почему-то в релизе написано “совместно с Российской Федерацией”), только подогрела интерес к теме и заставила нас погрузиться в особенности бизнес-модели марки Oting. А может, и не Oting, а… Fendu?
Причина изменения названия на русское заключается в том, что владелец знака может иметь претензии по категории 12 Международной классификации товаров и услуг (МКТУ). В эту классификацию входят “средства транспорта; наземные, водные и воздушные транспортные средства”. Оказывается, исключительные права по группе 12 товарного знака Temsa Paladin действительно были зарегистрированы некоторое время назад, но срок действия свидетельства, выданного Патентным ведомством в Анкаре (т.е. в Турции), которое распространяется и на Российскую Федерацию, истек в 2013 году.
В то же время существует еще несколько действующих регистрационных документов на созвучные названия в рамках группы 12, которые также теоретически могут послужить основанием для претензий правообладателей. Например, до 2029 года товарный знак Paladis принадлежал рязанской компании “Русская кожа”, которая утверждала, что это название используется для “материалов интерьеров автомобилей”.
До 2027 года товарный знак “Aladin” принадлежал немецкой компании Voith, которая заявила это название в соответствии с группой 12 Общих принципов международных коммерческих договоров для автоматических передач, то есть различных автоматических трансмиссий. Товарный знак “Platin Pulse” был зарегистрирован до 2029 года Алексеем Власенко, проживающим на улице Крупской в городе Батайске.
В то же время поиск по базе данных Роспатента и базам данных соответствующих консалтинговых фирм, занимающихся регистрацией авторских прав, не выявил никакой информации об автомобилях под брендом Paladin или текущих правах на бренд Paladin. В московском офисе CIG Automotive отмечают, что у компании есть вся необходимая документация на графические изображения и текстовые изображения. В то же время Роспатент принимает запросы на разъяснения только при наличии номера регистрационного документа, который Sinomach Automobile не предоставил.
Теперь настало время выяснить, что мы понимаем под словом “компания”. Кому принадлежат права на название модели SUV в России и кто ее импортирует? Российское представительство китайской компании Sinomach Automobile было создано компанией “Гиперион Лизинг”, однако в Едином государственном реестре юридических лиц Федеральной налоговой службы сведений об этой компании не нашлось.
Оказалось, что “Гиперион Лизинг” вовсе не российское юридическое лицо, а “аккредитованный филиал иностранного юридического лица”, что заставило заглянуть в другой реестр – РАФП. В этом реестре “Гиперион Лизинг” значится как “Филиал ООО “Гиперион Лизинг (Тяньцзинь)” с датой регистрации 12 октября 2023 года. Однако материнская компания ООО “Гиперион Лизинг (Тяньцзинь)” – это подразделение Sinomachinery Automotive.
В некотором смысле это прецедент, ведь ранее официальный запуск автомобильного бренда такого масштаба в нашей стране осуществлялся через дочернее юридическое лицо, зарегистрированное в России. Что такое “дочерняя компания”? Давайте разберемся.
С одной стороны, дочерняя компания имеет ряд преимуществ, не последним из которых является свободный перевод средств между дочерней и материнской компаниями, причем в обоих направлениях, без необходимости оформления каких-либо подтверждающих документов и валютного контроля. Кроме того, с точки зрения валютного законодательства, филиал, как нерезидент, может осуществлять операции в рублях и валюте на территории Российской Федерации. В то же время филиалы иностранных компаний в России не могут использовать эту схему: резиденты могут поставлять автомобили дилерам только в рублях.
Однако и для филиалов существуют существенные ограничения: например, они не могут ввозить товары из-за рубежа, самостоятельно оформлять таможенные декларации и проводить таможенное оформление ввозимой продукции. Возникает вопрос: если так называемое официальное представительство компании не может этого сделать, то кто же будет поставлять в Россию автомобили с китайских заводов?
Ответ на этот вопрос дает сертификат одобрения типа транспортного средства SUV, полученный 26 января. Заявителем на получение сертификата является предприятие под названием “Вайомингская импортно-экспортная автомобильная компания”. В отличие от филиала “Гипериона”, эта компания зарегистрирована как юридическое лицо в России с уставным капиталом 20 000 рублей и действительно может ввозить автомобили из-за рубежа. “Huaiyun” – также новая компания на нашем рынке. Компания была зарегистрирована 27 июля 2023 года. Владельцами компании являются Henan Tuda Automobile Service Company Limited (49% уставного капитала) и Zhengzhou Dakar Car Leasing Company Limited (51% уставного капитала).
Неудивительно, что последняя расположена в том же городе, что и завод, производящий современные внедорожники Nissan для долгосрочного лизинга. В собственности компании находится около 7 000 автомобилей различных марок: Volkswagen, Nissan, FAW, Dongfeng, Maxus, JAC, а также ряд венчурных фондов владеют долями в ее уставном капитале.
Все это хорошо, но российское представительство Sinomach Auto (которое в пресс-релизе фигурирует как Sinomach Auto Rus) подтвердило нам, что завод Nissan в Чжэнчжоу подписал соглашение с китайской компанией Hyperion Leasing.
Таким образом, получается очень длинная цепочка взаимодействий: завод в Чжэнчжоу производит внедорожники и продает их напрямую (или через посредника) “Гиперион Лизинг”, а “Хуаюнь” отправляет их в Россию. Таким образом, между Wynn и Hyperion Leasing должно было существовать соглашение о продаже или передаче автомобилей, сначала приобретенных в Китае, а затем отправленных в Россию, если, конечно, Wynn сама не поставляла внедорожники Paladin дилерам в России. На вопрос о том, какая связь существует между “Виверн Транспорт” и “Гиперион Лизинг”, юридически несуществующее российское представительство Sinomachinery Automotive не ответило, как не ответило и на вопрос о том, кто будет отгружать автомобили российским дилерам.
Между тем, начало продаж изначально было запланировано на декабрь 2023 года, затем на официальном российском сайте Oting появилась новая дата – 15 января, а теперь говорят о феврале и упоминают, что на первом этапе будет открыто 20 дилерских центров. На сегодняшний день на официальном российском сайте марки Oting указаны два дилерских центра в Москве – “Аарон Авто” и “Флагман Авто”, причем в первом говорят, что автомобили появятся в конце февраля, а во втором – что в марте.
Один важный момент. На самом деле, упомянутое выше ОТТС, действующее до 26 января 2024 года, было выдано на внедорожник Fengdu, а не на ОТТС. Напомним, что “Fengdu” – это суббренд Dongfeng в Китае, и сама Dongfeng не имеет никакого отношения к поставкам “Паладина” в Россию.
В России нельзя продавать автомобили других марок, кроме тех, что указаны в графе “Марка транспортного средства” ОТТС. Поэтому перед началом продаж либо получается новое ОТТС, которое становится “дистрибутивом” старого – к номеру старого добавляется Р1, т.е. “Дистрибутив 1”, либо переименование, на этот раз не модели, а всего бренда! Кстати, ключевым фактором в выборе русского Paladin вместо латинского Paladin мог стать не возможный иск со стороны правообладателя, а страх перед санкциями со стороны Минфина США.
Пресс-служба CIG Automotive Russia не дала своевременного ответа на все эти вопросы.