В базе данных Росстата содержатся данные об инфляции за первое полугодие 2023 года. Среди прочего эксперты проанализировали динамику изменения цен на автомобили: как импортные, так и отечественные. Цены на последние выросли значительно сильнее, чем на первые. Благодаря росту коэффициента использования и ослаблению рубля во втором полугодии ситуация изменится на противоположную, уверены эксперты и участники рынка. По данным Росстата, в июне 2023 года средняя стоимость легковых автомобилей в России выросла ровно на 3% по сравнению с декабрем 2022 года. Это выше, чем общий рост индекса потребительских цен на товары и услуги, который в первом полугодии составил 2,76%.
На фоне предыдущих рост цен может показаться незначительным. Так, в 2022 году, по данным того же Росстата, легковые автомобили подорожали на 24%, а иномарки еще больше – на 40%. Годом ранее, в 2021 году, цены выросли не так сильно, но тоже весьма существенно – на 14,48%.
В то же время в 2023 году цены росли очень неравномерно. Меньше всего подорожали новые иностранные автомобили – за полгода рост цен составил всего 0,78%. В начале года глава “АвтоВАЗа” Максим Соколов обещал, что автомобили Lada будут дорожать, но медленнее, чем общая инфляция. Судя по рекомендованным ценам, это обещание в целом выполняется. Так, самая продаваемая Lada Granta подорожала на 2% (с 658,3 тыс. до 692,3 тыс. руб.), внедорожник Niva Legend – на 2,6% (с 800,9 тыс. до 821,9 тыс. руб.), и только рост цен на модель Niva Travel превысил общий уровень инфляции и составил 4,5% (увеличение с 998 тыс. до 1 042,9 тыс. руб.).
Больше всего, однако, подорожали подержанные иномарки – сразу на 5,29%. Это свидетельствует о том, что спрос на автомобили в стране по-прежнему высок, а в условиях дефицита предложения в демократичном ценовом сегменте среди новых машин покупатели переориентировались на подержанные автомобили, считает независимый автомобильный консультант Сергей Бургазлиев. Как ранее отмечал глава РОАД Алексей Подщеколдин, в 2023 году среднемесячная стоимость перепродажи автомобилей на вторичном рынке достигла 566 667 единиц, что является абсолютным рекордом за последние десять лет. Для сравнения, в 2021 году среднемесячное количество проданных подержанных автомобилей в месяц составляло 529 583 единицы.
Данные ROAD показывают, что в 2023 году средняя цена нового автомобиля в России достигла 2,6 млн. руб. В 2022 году этот показатель был равен 2,29 млн, а в 2021 году – 1,99 млн.
Средняя стоимость подержанного автомобиля, по тем же данным, составляет сейчас 1,3 млн. руб. против 1,19 млн. руб. в предыдущем году и 788 тыс. руб. в 2021 году.
Во втором полугодии рост цен резко ускорится
К концу года рост цен на автомобили в России заметно ускорится, предупреждают эксперты и участники рынка. Это связано с двумя факторами. Первый – ослабление курса рубля. По сравнению с началом года курс доллара вырос с 70 до 90 рублей за доллар. Другие мировые валюты, прежде всего юань, – этой валютой оплачиваются автомобили, ввозимые из Китая в Россию.
Вторым фактором, повлиявшим на рост цен, стало увеличение утилизационного сбора. Этот сбор взимается со всех автомобилей, вводимых в эксплуатацию в России, независимо от того, являются ли они новыми или подержанными. В то же время отечественные автопроизводители получают от государства компенсацию в зависимости от степени локализации, и на стоимости моделей, изготовленных преимущественно из отечественных комплектующих, повышение утилизационного сбора не должно сказаться. Для автомобилей, ввозимых в Россию юридическими лицами, утилизационный сбор увеличился, в зависимости от типа двигателя, минимум на 40 тыс. руб. и максимум на 790 тыс. руб. Это в еще большей степени затрагивает параллельную схему импорта с промежуточным оформлением через физических лиц. В этом случае действует льготная налоговая ставка, которая для всех новых автомобилей составляет 3,4 тыс. руб. Однако с 1 августа при ввозе более одного автомобиля в год или при перепродаже автомобиля ранее 12 месяцев физическому лицу придется платить полную ставку налога, как и в случае с юридическими лицами. Это означает, что стоимость ввоза иномарки таким образом может увеличиться до 1,23 млн. рублей.
По данным источника Autonews.ru, занимающегося поставками иномарок по параллельному импорту, уже сейчас наблюдается срочное увеличение ввоза автомобилей, так как все хотят успеть зарегистрировать их до 1 августа. Из-за этого уже можно наблюдать рост стоимости транспорта, тогда как цены на эти услуги в предыдущие месяцы, наоборот, плавно снижались.
“Дилеры делают запасы и уже начали повышать розничные цены на автомобили параллельного импорта. Полагаю, что после 1 августа поставки этих автомобилей практически полностью прекратятся на несколько месяцев, и дилеры будут продавать накопленные запасы. Причем не по старым ценам, а по новым, даже если автомобили были зарегистрированы до повышения утилизационного коэффициента”, – полагает источник.
На сколько подорожают автомобили
По мнению Подщеколдина, рост цен во втором полугодии, обусловленный двумя вышеуказанными факторами, составит 5-10%. На недавней пресс-конференции он подчеркнул, что в этих условиях продажи автомобилей в оставшиеся шесть месяцев будут в лучшем случае равны продажам в первом полугодии, а весь рынок новых автомобилей не превысит 850 тыс. единиц.
Аналогичный прогноз дает и Бургазлиев. По его оценке, рост цен на официально ввозимые новые иномарки составит 5-8%, а на некоторые модели – 10%. Таким образом, если в первом полугодии отечественные автомобили были дороже рыночных, то в оставшиеся месяцы ситуация повторится. “Это не означает, что стоимость автомобилей Lada не будет расти. Я допускаю, что АвтоВАЗ осуществит еще одно-два повышения цен на свои модели, от 1 до 2% в каждом случае. Автомобили Lada по-прежнему имеют большую долю импортных комплектующих, а также зависят от колебаний курсов валют”, – сказал эксперт.