Неделю назад правительство приняло постановление, согласно которому так называемый утилизационный налог будет повышаться при ввозе в Россию практически всех автомобилей. Исключение делается только в том случае, если человек ввозит автомобиль для личного пользования, не более одного автомобиля в год. Во всех остальных вариантах “утиль” для легковых автомобилей увеличится уже с 1 августа от 1,7 до 3,7 раза, а для легких “комтрансов” – от 2,5 до 3,4 раза. При этом власти полностью удовлетворили требование АВТОВАЗа, публично озвученное его руководством около полутора месяцев назад: увеличить размер утилизационного сбора для иномарок, конкурирующих с LADA, с нынешних 178 тыс. руб. до 300 тыс. руб.
Первыми забили тревогу автодилеры. По прогнозам их ассоциации (РОАД), после повышения утилизационного сбора цена любой иномарки вырастет как минимум на 120 000 рублей. Это означает сокращение и без того скудного российского авторынка как минимум на 30%. В переводе с экономического на русский это означает, что на 30% меньше россиян смогут приобрести новый автомобиль.
Цена самых доступных китайских моделей сегодня составляет около 2 млн. рублей. Единственный более-менее приличный автомобиль, выпускаемый в России, – LADA Vesta NG. При рекомендованной заводом-изготовителем цене в 1,2 млн. руб. за плохо оснащенный (по сравнению с китайскими конкурентами) автомобиль дилерские салоны просят за него около 1,5 млн. руб.
Более того, представители АВТОВАЗа уже объявили о повышении цен на свою продукцию – как только произошел недавний обвал рубля. Это означает лишь то, что стоимость тольяттинских автомобилей также приблизится к отметке в два миллиона рублей.
Но тут власти проявили смекалку и искусственно защитили “конкурентоспособность” продукции LADA, повысив коэффициенты утилизации. Которая, как известно, уже десяток лет усиленно защищается таможенными барьерами. Ведь помимо налога, чтобы ввезти в РФ любой автомобиль, нужно заплатить на таможне примерно половину его стоимости! Но даже это первоначальное преимущество, как выясняется, не спасает российский автопром от злобных китайских конкурентов…..
Ведь многие граждане ожидают прибытия заказанных за рубежом автомобилей после 1 августа, когда вступит в силу постановление о новом утилизационном сборе. Они заказывали свои будущие автомобили на условиях, когда сбор для физических лиц не превышал нескольких тысяч рублей, а когда машины прибудут в Россию, этот платеж составит несколько сотен тысяч целковых.
А на Дальнем Востоке после 1 августа это станет совсем
совсем плохо, так как практически все автомобили там ввозятся с “правым рулем”. Продукция АВТОВАЗа и некоторых российских компаний, которые вкручивают колеса в китайские машинокомплекты, туда не попадает. Так что забайкальский авторынок испытывает большие проблемы. Болезненные последствия лоббистского постановления об утилизационном сборе депутаты ощутили и на себе.
- Повышение утилизационного сбора с 1 августа – это практически смертный приговор для автопрома и для параллельного ввоза иномарок на Дальний Восток. Эксперты прогнозируют рост цен на иномарки почти на треть и настоятельно рекомендуют перенести срок повышения утилизационного сбора как минимум на полтора года. Это особенно важно для отдаленных регионов, где нет отечественных автопроизводств и центров утилизации. В связи с этим я направил обращение в Правительство РФ с предложением изменить условия повышенного платежа за утилизацию автомобилей”, – заявил глава Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике Ярослав Нилов.