Top.Mail.Ru
25 C
Москва
Воскресенье, 15 сентября, 2024

Исполнилось 127 лет первому русскому автомобилю Яковлева и Фрезе

More articles

Один цилиндр, 2 л.с. и необычная конструкция рулевого механизма. 127 лет назад в России впервые научились делать автомобили, причем они были полностью локализованы
Передние рессоры поворачивались вместе с колесами. Не было ни педали, ни ручки акселератора, а рычагов переключения передач было столько же, сколько и шестеренок. В этот день, 14 июля 1896 года (1 июля по старому стилю), в России был выпущен первый отечественный автомобиль.
Современные речные круизы по Волге остались в памяти многих городов с богатой застройкой их центральных частей особняками XIX века. Современные пятиэтажки на их фоне наглядно демонстрируют, что в то время многие населенные пункты на берегах реки переживали эпоху своего наибольшего расцвета.

Объяснение этому очень простое. До начала XX века реки России были основными транспортными артериями, а Волга – главной из них. С севера на юг плыли немыслимые баржи, целиком состоящие из бревен: по прибытии их разбирали до последней ветки, чтобы использовать в качестве строительных материалов. С юга на север шли суда с сельскохозяйственными культурами, а также среднеазиатский хлопок, который активно вытеснял лен в качестве основного материала для одежды. Даже китайский чай перевозили по Волге из Астрахани в Европу, а из самого Китая его доставляли в низовья реки через Сибирь на верблюдах.
В месте слияния Волги и Оки находится Нижний Новгород, где летом 1896 года император Николай II открыл крупнейшую в стране ярмарку – событие, сопоставимое по масштабам с товарными выставками, проходившими в Париже.

В числе прочих на ярмарке два товарища, Евгений Александрович Яковлев и Петр Александрович Фрезе, представили свое изобретение – первый всероссийский автомобиль, пригодный для массового производства. Как бы сейчас сказали, по локализации эта модель уже могла конкурировать с современной Lada Vesta, не говоря уже о “Москвиче-3”.

Несмотря на странный внешний вид, автомобиль был вполне работоспособен, мог двигаться со скоростью до 20 км/ч, тормозить и поворачивать, перевозить водителя и пассажира. Сейчас мы бы назвали его родстером, причем среднемоторным, как Porsche 718 Spyder.

С той выставки сохранилась единственная фотография этого автомобиля. Однако из всей продукции именно эта выставка стала родоначальницей российского автопрома, который превратит Волгу не столько в транспортную, сколько в туристическую реку, а на ее берегах раскинутся заводы ЯАЗ, ГАЗ, УАЗ, ВАЗ, а с учетом притоков – КамАЗ.
Евгений Яковлев и Петр Фрезе жили в Петербурге, но познакомились они не в этом городе, а в Чикаго, где в 1893 году проходила выставка-ярмарка. Оба приехали на выставку не как туристы, а как участники.
Яковлев был отставным морским офицером, служившим на кораблях иностранного производства. Выйдя в отставку, Яковлев заинтересовался двигателями внутреннего сгорания и одним из первых, если не первым, начал в России производство двигателей внутреннего сгорания на жидком топливе вместо газа. К моменту знакомства с Фрезе его завод в Санкт-Петербурге уже выпускал десятки двигателей в год. Именно эти силовые установки Яковлев взял с собой на выставку в Чикаго.
Фрезе, в свою очередь, владел заводом по производству конных экипажей и планомерно совершенствовал их конструкцию. В Чикаго оба предпринимателя получили за свою продукцию бронзовые медали.

За двигатели отвечал Яковлев. Оба долго и тщательно изучали конструкцию автомобиля Benz Victoria, представленного на выставке в Чикаго. Впоследствии на его основе была создана модель Benz Velo, которая считается первым в мире крупносерийным автомобилем.

Вернувшись в Россию, Яковлев и Фрезе объединили усилия и создали свой первый автомобиль, который действительно напоминал Benz Velo, но имел некоторые конструктивные отличия.

Его двигатель конструктивно был очень похож на двигатель Benz, но при том же объеме в 1 л выдавал 2 л.с. против 1,5 л.с. у немецкого аналога. Сам цилиндр находился в “рубашке”, в которой постоянно кипела вода. Поскольку температура кипящей воды постоянна и при атмосферном давлении не превышает 100 градусов Цельсия, это предотвращало перегрев двигателя. Для предотвращения закипания воды в автомобиле был установлен конденсатор. Однако его эффективность была далека от 100%, поэтому вода также поступала из двух баков общей емкостью 30 л.

Во-вторых, имелась система принудительного зажигания. При ее включении двигатель терял мощность, что позволяло переключать передачи.
Наконец, имелись тормоза: на задней оси, а также дополнительные колодки, прижимающиеся к колесным дискам.
Самих передач было две, и трансмиссия имела мало общего с современными коробками передач.

Как и автомобиль Benz, отечественный автомобиль не имел рулевого колеса, а только своеобразную “кочергу”, выполнявшую ту же функцию. Но конструкция рулевого механизма была принципиально иной.

В Benz Velo поворотные ступицы располагались на традиционном для современных автомобилей месте, а рулевая трапеция находилась рядом с передней осью. Но Фрезе, который, как специалист команды, отвечал за шасси, сделал поворотными не только колеса, но и рессорную подвеску: то есть пружины, к которым подвешивались колеса, поворачивались вместе с ними относительно оси!

Это позволило поднять рулевую трапецию на уровень верхней кромки колес, что положительно сказалось на надежности конструкции в случае наезда на пень или кочку.

Еще одним отличием от машины Бенца было использование деревянных колес с резиновым покрытием на ободе вместо велосипедных с металлическими спицами. По этому поводу существует две версии. Одни источники утверждают, что Фрезе выбрал деревянные колеса потому, что они были более прочными и подходили для российских дорог. Другие говорят, что партнеры просто не смогли найти поставщика велосипедных колес в России, а Яковлев, напомним, не терпел использования иностранных комплектующих.

По общему мнению, первая машина так и осталась единственным экземпляром. Его производство в первоначальном виде было поставлено под угрозу из-за внезапной смерти Евгения Яковлева, который скончался в 1898 году в возрасте 41 года.

Соратники Яковлева переориентировали моторный завод на другое производство, и все сыновья знаменитого патриота после революции оказались в эмиграции. И там их ждал успех: сын Александр Яковлев прославился как художник, дочь Александра под псевдонимом Сандра стала известной оперной певицей, внучка – модельером, а правнучка – американской писательницей Франсин дю Плесси Грей.

Фрезе, однако, не бросил автомобилестроение. Потеряв партнера и поставщика двигателей, он был вынужден начать заказывать двигатели и даже шасси в Европе, устанавливая на них кузова собственного производства. В частности, именно компания Фрезе в 1904 году создала в Санкт-Петербурге первый отечественный пожарный автомобиль.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

- Advertisement -spot_img

Latest