За время своего существования Aston Martin бесчисленное количество раз менял владельцев, выигрывал большое количество гонок и терпел столько же неудач, прославился культовыми автомобилями и провалился с неудачными машинами. В этом году марке исполняется 110 лет, и по этому случаю публикуется архивный материал Влада Клепача об основных вехах истории Aston Martin, не забыв рассмотреть и последние достижения. Лайонел Мартин и Роберт Бэмфорд, специализировавшийся на продаже автомобилей Singer, а также обслуживавший автомобили GWK и Calthorpe.
Мартин, помимо всего прочего, любил ездить на своем личном автомобиле Singer 10 – он постоянно модифицировал его, и в какой-то момент у него возникла идея выпускать собственные автомобили. Первый автомобиль под названием Coal Scuttle (еще под маркой Bamford & Martin) появился в 1913 году. Он был построен на шасси Isotta Fraschini, а двигателем служил модифицированный полуторалитровый Covenrty-Simplex мощностью 70 л.с.
87,6 секунды – таков был рекорд Aston в подъеме на холм, установленный в 1904 году на 1200-метровой трассе.
С этим автомобилем Мартин очень успешно участвовал в гонках по подъему на холм в окрестностях Астон-Хилтона, обгоняя автомобили Stutz и Bentley. Отсюда у Лайонела возникла идея назвать свои автомобили Aston Martin.
Одноименная компания была основана в 1913 году. К сожалению, Первая мировая война помешала производству, и серийные “Астоны” появились только в 1923 году. Сэр Дэвид Браун был владельцем компании David Brown Engineering Limited, которая специализировалась на производстве зубчатых колес и трансмиссий. Основанная в 1860 г., к 1921 г. компания стала крупнейшим в мире производителем червяков. Кроме того, компания имела совместные предприятия по производству тракторов, трансмиссий для танков, приводов для систем вооружения и даже двигателей для военных кораблей.
Дэвид Браун был не просто хорошим бизнесменом – он увлекался конным спортом, авто- и мотогонками и даже летал на аэроплане.
После войны, в 1947 г., Браун купил бедную компанию Aston Martin за довольно скромную сумму в двадцать тысяч пятьсот фунтов стерлингов. Затем он приобрел Lagonda за 52 500 фунтов стерлингов. Компании были немедленно объединены, и для Aston Martin наступил золотой век.
Именно под крышей инженерной компании Дэвида Брауна Aston Martin начала выпускать свои легендарные автомобили серии DB (названные так в честь нового владельца), роскошные седаны Lagonda, которые конкурировали с Bentley и Rolls-Royce, а также добились настоящего успеха в автоспорте. Эра Брауна” продолжалась до 1972 г. – к тому времени финансы компании превратились в кошмар, производство сократилось до нескольких десятков автомобилей в год, и Дэвиду Брауну ничего не оставалось, как продать Aston Martin.
За символические 100 фунтов стерлингов. В течение последующих 15 лет британская марка переходила из рук в руки, пока не была приобретена компанией Ford. В 2007 году дела у компании Ford, которой в то время принадлежал Aston Martin, шли плохо. “Голубой овал” не мог привлечь много дочерних брендов, поэтому решил избавиться от некоторых нерентабельных активов. В этот момент в дело вмешался Дэвид Ричардс, владелец легендарной инжиниринговой компании Prodrive.
Мистер Спорт
Дэвид Ричардс – фигура известная не только в автомобильном секторе. Он неоднократно руководил командами BAR и Benetton в Формуле-1, а также строил гоночные автомобили для автодромов и раллийные машины для заводских команд Subaru и MINI.
С помощью американского инвестора и двух кувейтских инвесторов (собственных денег компания не платила) Prodrive купила значительный пакет акций Aston – Ford осталась лишь с небольшой частью акций и обязательством продолжать производство двигателей для Aston Martin на своем заводе в Кельне. Сама компания подверглась серьезной реструктуризации: в частности, в 2008 году была сокращена почти треть персонала.
Сразу же после заключения соглашения “Астон” с Ричардсом во главе начала активную экспансию на новые рынки – в Китай и на Ближний Восток. Aston Martin стал активно заниматься автоспортом, успев принять участие в гонках в Ле-Мане. В результате компания вышла на уровень четырех тысяч автомобилей в год, что было очень приличным показателем для производителя дорогих спортивных машин.
Киногерой романов Яна Флеминга любил автомобили Aston Martin, и во многом именно он сделал их по-настоящему известными за пределами Великобритании. Его первым Aston был купе DB5 в фильме “Голдфингер”, и он стал его самым известным автомобилем. В дальнейшем DB5 также фигурировал в шести сериях фильмов о Бонде: “Золотой глаз”, “Завтра не умрет никогда”, “Казино Рояль”, “Координаты Скайфолл”, “Спектр” и “Не время умирать”.Не просто Aston

В трех книгах Яна Флеминга Джеймс Бонд ездит на автомобилях другой легендарной британской марки – Bentley.
Помимо Aston Martin DB5, в разные годы Бонд ездил на классическом DBS (“На секретной службе Ее Величества”), V8 Vantage Volante (“Искры из глаз”), V12 Vanquish (“Умри, но не сейчас”), а также DBS V12 (“Казино Рояль”, “Квант утешения”). А оригинальный “шпионский” DB5 из фильма “Голдфингер”, со всеми его высокотехнологичными аксессуарами, был продан в 2010 году за 4,6 млн. долларов.
А теперь об автомобилях
Триумфатор: Aston Martin DBR1/2.
Прототипы Aston Martin участвовали в Ле-Мане почти четверть века, но победили в “абсолюте” лишь однажды – в 1959 году. Победителем стал спидстер DBR1/2 с рядным шестицилиндровым двигателем и пятиступенчатой механической коробкой передач производства компании David Brown Engineering Limited. При рабочем объеме три литра двигатель развивал мощность 254 л.с., а средняя масса автомобиля составляла всего 800 кг. В том же году Aston Martin DBR1/2, управляемый Роем Сальвадори и лично Кэрроллом Шелби, сумел обойти Ferrari. Другой Aston Martin, DBR1/4, финишировал вторым, отстав на 25 кругов. В 2012 году Aston Triumphator был выставлен на продажу – его купили за 32 млн. долларов!


Ненадежный: Aston Martin Lagonda
По замыслу тогдашнего владельца “Астона”, компании Дэвида Брауна, под именем Aston Martin Lagonda должен был выпускаться быстрый седан класса люкс. Первая Lagonda “эры Брауна” была выпущена в 1974 году и представляла собой… четырехдверную версию купе Aston Martin DBS. Эти автомобили были собраны всего семь раз. Однако вскоре компания представила огромный футуристический седан Lagonda Series 2 – один из самых необычных и наименее надежных “Астонов” за всю историю марки.
Автомобиль отличался потрясающим дизайном с парящими фарами и невероятно технологичным интерьером. Считается, что разработка электроники Lagonda 2 Series обошлась в четыре раза дороже, чем создание всех остальных частей автомобиля! Приборная панель, экраны, органы управления – все, что инженеры могли сделать электронным, они сделали электронным.


Но вот в чем проблема: столь продвинутая электроника в 1976 году была ужасно дорогой и ненадежной, а в сочетании с английским качеством сборки превратилась в настоящий кошмар для владельцев.
Lagonda также не отличалась высокой скоростью. 5,3-литровый двигатель V8 развивал впечатляющие 284 л.с., но из-за старого трехдиапазонного “автомата” Chrysler Torqueflite динамику нельзя было назвать отличной – для разгона “Лагонды” до сотни требовалось 8,8 секунды. Однако Lagonda не была полным провалом: за 14 лет производства было продано 645 автомобилей, которые стоили дороже Ferrari и Maserati, лишь немного уступая в цене роскошным Bentley и Rolls-Royce. К идее роскошного седана Lagonda марка вернется только в 2014 году.


Aston Martin DB5
Кузов Aston Martin DB5 был разработан итальянцами из некогда знаменитого туринского ателье Carrozzeria Touring Superleggera. Неудивительно, что он так хорошо выглядит! И понятно, почему DB5 стал первым и одним из самых запоминающихся автомобилей Джеймса Бонда. Aston Martin DB5 не был чисто спортивным автомобилем: скорее, это было очень “спортивное” роскошное купе. Под его капотом стоял рядный шестицилиндровый двигатель объемом 4 литра, развивавший мощность 286 л.с. С ним и механической коробкой передач четырехместный автомобиль мог разогнаться до 233 километров в час. Позже был выпущен DB5 Vantage с более мощным 315-сильным двигателем.

Aston Martin Virage
В 1980-х годах Aston Martin находился в плачевном состоянии: из-за низкого качества выпускаемых автомобилей продажи значительно упали, а бюджета на развитие и модернизацию производства у компании не было. Именно в это время появился один из самых неудачных автомобилей в истории марки – Virage.
Конструктивно Aston Martin Virage был похож на седан Lagonda 1976 года: он оснащался старым V8, увеличенным до 335 л.с., задней подвеской Dion и другими пережитками прошлого. Разгонялся Virage неплохо (за 6,5 с до сотни), но имел большие проблемы с управляемостью, а также с дизайном: Aston Martin позаимствовал фары у Audi 200, а задние фонари – у Volkswagen Scirocco, так что и элегантность, и узнаваемость страдали. Но главной проблемой было качество и простота обслуживания. Стоимость Virage была фантастической для того времени – около 220 000 долларов, но двух-трехлетние экземпляры с минимальным пробегом уже продавались за жалкие 35-50 тысяч.


Однако поздние модификации Virage сделали его заметно лучше: можно было заказать 500-сильный двигатель V8 6.3, шестиступенчатую механическую коробку передач ZF вместо “автомата” Chrysler, модифицированную подвеску и эффективные тормоза с дисками диаметром 362 мм.
Aston Martin DB7
В начале 1990-х годов Aston Martin был скорее мертв, чем жив. Спасением для компании стал первый по-настоящему современный автомобиль – DB7. Он был создан при участии нового владельца – компании Ford. Он был крут в управлении и сексуален на вид. Он был современным и, по меркам Aston Martin, очень надежным.



При этом базовая версия с рядным шестицилиндровым двигателем объемом 3,2 л и механическим наддувом (340 л.с., 489 Нм) стоила очень недорого. Кроме того, предлагалась модификация с 420-сильным V12 объемом 5,9 л, а также множество специальных версий: GT, GTA, Vantage. В 1995 году компания продала рекордные 700 автомобилей. И в течение 10 лет было выпущено около 7000 DB7, пока его не сменил еще более успешный DB9.
Концепт Aston Martin Lagonda
Несколько лет назад компания Aston Martin не смогла удержаться от популярной моды на выпуск эксклюзивных седанов и кроссоверов. Сначала она представила четырехдверный псевдокупе Rapide, затем объявила о планах возрождения марки Lagonda. А на Женевском автосалоне был показан концептуальный кроссовер под этой маркой. Огромный внедорожный седан (!) получился толстым и уродливым, но был представлен как роскошный автомобиль будущего. Кстати, седан Rapide также провалился на рынке: спрос оказался почти вдвое ниже запланированных двух тысяч автомобилей в год, и производство пришлось перенести из Австрии в Великобританию. В планах компании оставался выпуск нового кроссовера “Lagonda”: серийный автомобиль ожидался в 2016 году. Ходили даже слухи, что он будет построен на шасси Mercedes-Benz GL и оснащен шестилитровым V12. Как мы видим сегодня, Aston Martin DBX пошел совсем по другому пути. И это даже лучше.

Противоречивый: Aston Martin Cygnet.
Нет, они не сошли с ума! Aston Martin Cygnet, созданный из банального хэтчбека Toyota iQ, – это не попытка выпускать под знаменитой маркой абсолютно все – от скутеров до зубных щеток. Cygnet – это образец английского юмора и плевок в лицо защитникам окружающей среды.

Cygnet, оснащенный скромным бензиновым двигателем объемом 1,33 л (98 л.с.), был необходим Aston Martin только по одной причине: чтобы удержать средний уровень выбросов CO2 в модельном ряду в рамках определенных норм, действующих в Европе с 2012 года, а в США – с 2013 года. Поскольку модельный ряд Aston Martin состоит исключительно из мощных автомобилей (в то время, например, V8 Vantage имел выбросы CO2 328 г/км, а Vanquish – 335 г/км), наличие Cygnet с его мизерными 110 г/км значительно снижало “среднюю температуру по больнице” – ведь при расчете среднего показателя выбросов не учитывается объем производства каждой модели!

Aston Martin Bulldog
Хотя Aston Martin Bulldog был создан в единственном экземпляре, называть его концептом некорректно: первоначально этот суперкар планировалось выпустить ограниченной серией в 25 автомобилей – просто не сложилось. Зато эксклюзивный Bulldog был сертифицирован для дорог общего пользования и ездил по ним! В то время он даже продавался за огромную сумму в 130 000 фунтов стерлингов.

Высота автомобиля составляла всего 1,1 м, он имел клиновидную форму, двустворчатые двери, цифровую приборную панель и телевизор на центральной консоли.
Под капотом располагался 5,3-литровый твин-турбо V8 мощностью 700 л.с. Расчетная скорость “Бульдога” составляла 381 километр в час, но в действительности было зафиксировано 307 километров в час.