Правительство РФ поручило Министерству экономики разработать предложения по обязательной установке зарядных станций для электромобилей на автозаправочных станциях. На данный момент ключевые критерии еще не разработаны, но предполагается, что первыми зарядные станции будут установлены на федеральных трассах в обязательном порядке. Сообщается, что в период с 2016 по 2021 год в России формально были разработаны четкие правила установки зарядных станций для электромобилей, но из-за отсутствия критериев отбора СТО на практике они не работали. Поэтому они были отменены.
Однако теперь Министерство экономики решило вновь применить старые требования. В министерстве заявили, что они вновь стали актуальны в связи с заметным увеличением парка электромобилей. Так, с августа 2022 года количество “зеленых” машин увеличилось в 1,5 раза, поэтому теперь необходимо активно заниматься развитием инфраструктуры. Однако, по мнению экспертов в данной области, владельцам АЗС целесообразно устанавливать только станции быстрой зарядки, поскольку водители, передвигающиеся на электромобилях, вряд ли будут готовы проводить на заправках по несколько часов. В то же время техническая возможность подключения оборудования практически отсутствует: в настоящее время не более 15% АЗС страны имеют такое оборудование.
Стоит отметить, что стоимость подключения зарядных устройств составляет около 7 млн. рублей, в то время как “коммерчески приемлемая” стоимость проекта оценивается самими участниками рынка на уровне 2 млн. рублей.
Кстати, эксперты уже подвергли инициативу властей жесткой критике. Так, по мнению вице-президента Национального автомобильного союза (НАС) Антона Шапарина, в 2022 году россияне купят менее 3 тыс. электромобилей, причем две трети из них – Tesla, Volkswagen и Audi.
“Таким образом, электромобили остаются игрушкой для наиболее обеспеченных граждан, они не являются альтернативой традиционным автомобилям. Почему во имя этой капли в океане, бесчисленных тысяч электромобилей на миллионы обычных автомобилей, заставляют целые сектора бизнеса инвестировать в зарядную инфраструктуру, совершенно непонятно”, – заявил Шапарин.
Он уверен, что эти зарядные станции станут недействующими, а если владелец “зеленого” автомобиля все же решит пополнить на них свой запас энергии, то будет вынужден заплатить от 17 до 26 рублей за каждый кВт/ч.
Бесплатно эти автомобили заряжаются только в Москве, где этот праздник жизни 1% самых богатых оплачивается из бюджета, т.е. из карманов простых россиян”. Стимулирует ли появление зарядных станций спрос на электромобили? На какие? Китайский Evolute за 4 миллиона? Российские электромобили существуют только в прогнозах, даже не в проектах. Да и “Электромосквич 2141″ находится в музее”, – говорит эксперт.
Шапарин отметил, что проект, представленный правительством, не выгоден никому: ни АЗС, поскольку не даст дополнительного трафика, ни владельцам “электромобилей” из-за цен на зарядку.
“Он никому не нужен, кроме чиновников, которые его представили, и производителей зарядной инфраструктуры. А платить за это будут другие отрасли”, – резюмировал вице-президент НАС.