В Российской Федерации ведется борьба за защиту прав россиян от недобросовестных дилеров. В последнее время дилеры и покупатели автомобилей не могут урегулировать споры мирным путем и все чаще обращаются в суд.
Продавцы обвиняют клиентов в “потребительском экстремизме”, а в ответ получают обвинения в мошенничестве. В результате эксперты и законодатели стали искать способы защитить права одних, не ущемляя интересов других.
Сегодня отношения сторон регулируются законом о защите прав потребителей, но все чаще возникают ситуации, когда этого недостаточно. Например, когда производитель покидает страну или когда вы покупаете автомобиль на онлайн-площадке.
“Сейчас торговые площадки не несут ответственности за продавцов, которые выставляют свои товары, и активно заявляют об этой безответственности. Здесь есть над чем работать”, – говорит Георгий Волков, председатель Координационного комитета Общественной палаты РФ по развитию и безопасности электронной торговли.
Эксперты отмечают, что заявления дилеров и автопроизводителей о якобы потребительском экстремизме связаны с откровенным нежеланием выполнять свои обязательства перед клиентами и попыткой выглядеть жертвой в спорной ситуации.
Сам термин появился несколько лет назад, когда ведущие мировые автопроизводители пожаловались на мошенничество, в которое были вовлечены местные суды. Суть заключалась в том, что недобросовестные дилеры отказывались принимать неисправные автомобили на гарантийный ремонт и получали удовлетворение, когда владельцы подавали на них в суд. Кроме того, им присуждалась полная компенсация и возмещение морального ущерба, а также штраф в размере 1 % от стоимости автомобиля за каждый день просрочки.
“Специализированный суд длится полтора года. Это первый процесс, в Мосгорсуде он займет еще год. Штраф будет огромным, и если его удастся полностью взыскать, то потребитель станет богаче, но так ли это плохо? Закон предупреждает продавцов о необходимости внесудебного урегулирования, иначе их будут штрафовать и штрафовать. Снижение штрафа просто развязывает руки недобросовестным продавцам”, – говорит Максим Едрышов, руководитель общественного комитета “Автомобилист”.