Как ни странно, но даже современным двигателям, мощность которых в сотни раз больше, нужно помогать вращаться, и Autonews знакомит вас с одной из самых старых частей двигателя внутреннего сгорания – маховиком!
Маховик – это деталь двигателя внутреннего сгорания, служащая для создания момента инерции и передачи его на коленчатый вал, а также для соединения двигателя с коробкой передач. Это один из старейших компонентов двигателя, впервые появившийся в паровых машинах (хотя в то время еще не было ни сцепления, ни коробки передач).
Маховик крепится к коленчатому валу двигателя со стороны коробки передач. Поэтому, несмотря на то, что маховик расположен вне двигателя, он является неотъемлемой частью кривошипно-шатунного механизма (КШМ).
Как уже говорилось в начале, основная задача маховика – поддерживать инерционный крутящий момент кривошипно-шатунного механизма. Проще говоря, этот компонент (маховик специально сделан тяжелым) помогает поддерживать обороты двигателя. В то же время он делает его работу, как и работу трансмиссии, более плавной. Если рассмотреть эти общие правила на примере конкретной задачи маховика, то можно прийти к следующим выводам.
Хотя задача маховика всегда одна и та же, она может сильно различаться в зависимости от конструкции двигателя. Маховики можно разделить на три основных типа: одномассовые (классические) маховики, облегченные (спортивные) маховики и двухмассовые маховики.
Сам маховик является пассивным компонентом, и даже двухмассовые решения полностью зависят от кривошипно-шатунного механизма. При определенных условиях эксплуатации маховик может передавать накопленную энергию обратно на коленчатый вал, но не производит никакого действия или энергии.
Из-за существенных различий в конструкции первые две из перечисленных ниже неисправностей являются общими, в то время как третья характерна только для сложных двухмассовых механизмов.
Трещины на рабочей поверхности маховика. Встречается на всех моделях. По внешнему виду схожи с аналогичными повреждениями на перегретых тормозных дисках. Причина – длительная небрежная эксплуатация сцепления или выход из строя самого сцепления, что приводит к постоянной пробуксовке.
Износ венца. Также встречается на всех типах маховиков. Повреждение венца происходит исключительно из-за неправильной эксплуатации или неправильной установки стартера.
Внутренние неисправности двухмассового маховика. К таким неисправностям относятся перегоревшие пружины, заедание движущихся частей из-за выгорания, повреждение внутренних компонентов и загрязнение подшипников.