С 1 апреля 2024 года в России будет запрещен импорт автомобилей через параллельный импорт в рамках “серого” режима. Российское правительство вводит ряд мер по ограничению импорта автомобилей через страны ЕАЭС, в которые, кроме нашей страны, входят Киргизия, Казахстан, Белоруссия и Армения. Теперь таможенная служба будет взимать разницу в платежах с автомобилей, уже зарегистрированных в Российской Федерации.
Автомобилям, ввезенным и растаможенным из ЕАЭС, будет разрешено пересекать границы РФ, но разница в таможенных пошлинах, акцизах и НДС будет добавлена к плате за пользование.
Кроме того, при расчете российских таможенных пошлин будет учитываться среднестатистическая стоимость автомобиля, чтобы исключить занижение стоимости. Эти меры регулируются Постановлением Правительства РФ от 13 февраля 2024 года № 1291.
Цена зависит от конкретной модели и используемого серого таможенного режима. Например, в Китае цена нового Toyota Avalon 2.5 начинается от 209 000 юаней (2,7 млн рублей по текущему курсу). Общая сумма уплаченных таможенных пошлин составляет 2,1 млн. рублей, из которых наиболее заметными являются пошлина на отходы в размере 845 000 рублей и НДС в размере 663 000 рублей.
Если автомобиль уже зарегистрирован в Российской Федерации, срок давности по таким штрафам составляет три года. Таким образом, таможня имеет право взыскать разницу между суммой платы за пользование, таможенными пошлинами, НДС и акцизом. Экспертное сообщество уверено, что данный механизм будет запущен в обязательном порядке.
Например, если будет установлено, что автомобиль был ввезен для перепродажи, можно будет взыскать разницу в плате за пользование. Это касается, в том числе, автомобилей, ввезенных до августа 2023 года, когда были изменены правила взимания утилизационного сбора.
Пошлины на автомобили, ввезенные до этой даты, будут взиматься с перепродавца, а пошлины на автомобили, ввезенные после этой даты, будут уплачиваться новым владельцем. Если таможня выставит счет импортеру, то регистрация автомобиля будет приостановлена, поэтому владелец автомобиля также может пострадать.
Если автомобиль был куплен и зарегистрирован на юридическое лицо, автовладельца может спасти закон “О защите прав потребителей”, так как договор может быть расторгнут, если продавец не является дневной компанией.
Вполне вероятно, что цена на “параллельный” автомобиль вырастет, и он будет равен по стоимости аналогичному автомобилю, официально выпущенному в Российской Федерации. Параллельным импортом будут заниматься только крупные юридические лица, и покупатели будут платить больше, но риски при покупке “параллельного” автомобиля снизятся.
В глобальном масштабе новые правила вряд ли кардинально изменят ситуацию на рынке. По данным «Автостата», в 2023 году на такие иномарки пришлось всего 15,6% продаж. А к концу года доля серого импорта вообще снизилась до 6-8%, новые правила сократят эти показатели еще сильнее.