С 1 апреля 2024 года иностранные владельцы водительских удостоверений, постоянно проживающие в России, должны будут получить российские водительские удостоверения. Согласно принятому закону, на это им отводится не более 12 месяцев. Все они должны будут сдать в ГИБДД экзамены различной степени сложности. Но на этом испытания не заканчиваются.
Помимо всего прочего, для получения российского водительского удостоверения необходимо пройти медицинское освидетельствование и получить соответствующую справку. Для многих это будет первый опыт общения с российскими врачами. В пояснительной записке к законопроекту говорится, что он принят с целью обязать всех водителей, постоянно проживающих в России, заменить иностранные права на отечественные. Это касается трех категорий водителей.
Граждане России, получившие водительское удостоверение за рубежом.
Новые граждане России, недавно получившие гражданство
иностранцы, получившие вид на жительство в России.
Исключение сделано для следующих групп.
Граждане Республики Беларусь, имеющие национальные водительские удостоверения.
Граждане России, имеющие водительское удостоверение Республики Беларусь.
Сотрудники дипломатических представительств, международных организаций, аккредитованных при МИД России, и члены их семей – они получают российские водительские удостоверения автоматически.
Для водителей категорий А и В, а также подкатегорий А1, В1 и М иностранное водительское удостоверение не заменяется, а служит лишь основанием для допуска к сдаче теоретического экзамена и получения российского документа, становясь аналогом свидетельства об окончании автошколы. Иными словами, иностранный документ остается у водителя наряду с российскими правами и может быть полезен при выезде за границу.
Водители грузовых автомобилей и автобусов категорий C и D, а также подкатегорий CE, DE, C1, D1 и C1E, D1E должны будут пройти повторное обучение в российских автошколах, т.е. одного факта наличия иностранных водительских удостоверений будет недостаточно для получения российских документов. Однако иностранные водительские удостоверения все равно пригодятся этим водителям. Дело в том, что, согласно закону, экзамен проводится один раз и только на “высшую” категорию прав, а остальные категории автоматически заменяются на российские права. Иными словами, если у водителя есть открытый иностранный документ в категории грузового D и легкового B, то после обучения в автошколе и сдачи экзамена на грузовом автомобиле доказывать умение управлять легковым автомобилем не потребуется – эта категория будет вписана автоматически.
Каких врачей придется пройти кандидатам в водители
Для категорий А и В легковых автомобилей и мотоциклов, а также подкатегорий А1, В1 и М достаточно будет пройти четырех врачей-специалистов, из которых два являются наиболее критичными. К ним относятся:
Терапевт
Офтальмолог
Психиатр
Нарколог
Самое главное, что психиатр и нарколог должны быть сотрудниками соответствующих государственных медицинских учреждений по месту жительства заявителя-водителя или врачами частной клиники, но клиент должен предоставить им справки из соответствующих государственных диспансеров, иначе их заключения не будут действительны. Пройти обследование у других врачей можно и в частной клинике. Как рассказал Autonews.ru на условиях анонимности терапевт одной из московских государственных больниц, при отсутствии данных об истории болезней бывшего иностранца водителя лишь спрашивают о его самочувствии и проверяют на инвалидность: отсутствие руки, ноги и даже фаланги пальца означает ограничение в пригодности к вождению (хотя ездить все равно можно, просто на машине со специальными органами управления). Но на практике осмотр у терапевта важен не для получения справки для ГИБДД, а, например, для ежедневного медицинского осмотра водителей автобусов перед выходом на смену, отмечает источник Autonews.ru. Здесь важно наличие терапевта, который “отсечет” водителей с признаками ОРЗ (простудных заболеваний), проверит артериальное давление и температуру тела, а также сделает экспресс-тест на алкогольное опьянение.
Согласно упомянутой выше пояснительной записке к принятому законопроекту, одной из целей является привлечение водителей с иностранными водительскими удостоверениями к российской медицинской системе, которая, в частности, ведет учет заболеваний граждан и, что немаловажно для них самих, следит за их здоровьем.
Цель нового закона – выявить водителей, которым по медицинским показаниям нельзя садиться за руль, поэтому ожидать стопроцентного эффекта сразу не стоит. Однако и без данных из диспансерной базы у нарколога есть способы выявить заболевание”, – сказал Ковтун.
По его словам, ответственный врач всегда воспользуется возможностью сделать соответствующие анализы и обратит внимание на другие важные симптомы.
“Прежде всего, обязательно нужно сдать анализ мочи на выявление запрещенных веществ. Правда, водители могут подготовиться к проверке, например, сдав анализы в независимой клинике. Только убедившись, что они чисты, их направляют на государственную медицинскую экспертизу.
Во-вторых, врач обязательно изучит состояние вен и кожи. На венах могут быть следы от инъекций, а некоторые лекарства сжигают вены, оставляя следы навсегда. Конечно, врач не будет осматривать паховую область, но и помимо этого он может увидеть многое.
На нарушения психической деятельности может обратить внимание и психиатр”, – предупреждает эксперт.
Отметим, что для водителей, претендующих на получение прав на управление грузовыми автомобилями и автобусами, необходимо также пройти невролога, ЛОР-врача и специалиста по ЭЭГ – теоретически терапевт может направить к этим врачам и претендентов на категории А и В в случае возникновения подозрений относительно состояния здоровья.
Источник autonews