По разным оценкам, в России насчитывается 70 000-100 000 автосервисов, среди которых есть и такие, которые используют различные уловки, чтобы не пускать автовладельцев в ремонтную зону, несмотря на то, что это противоречит российскому законодательству. Об этом рассказал Артем Березин, руководитель отдела обучения НПК «Автоприбор».
Однако в некоторых ситуациях автовладелец не только может, но и должен присутствовать при ремонте автомобиля, говорит эксперт. Основной мотивацией для поступления автомобиля в ремонт является недоверие к качеству и полноте обслуживания.
«В информационном пространстве описано достаточно большое количество ситуаций некачественного ремонта, а также поломок, вызванных серьезными ошибками автомехаников. Поэтому вполне логично желание обезопасить себя от халатности, непрофессионализма или саботажа, особенно при обращении в новый автосервис, а этого нельзя добиться никаким другим способом, кроме постоянного присутствия на ремонтных работах», – поясняет эксперт.
В качестве альтернативы некоторые автосервисы оснащены специальными мониторами, которые позволяют автовладельцу наблюдать за работой мастера. Но и в этом случае видеоряд не дает полной картины из-за ограниченного поля зрения видеокамеры, говорит Березин.
Но если, например, вы заменяете масло и фильтр, то проверить факт замены можно и после выполнения всех работ, и в этом случае вам не нужно стоять за мастером, подчеркивает Березин.

«Но совсем другое дело в ситуации с заменой, казалось бы, обычных тормозных колодок и дисков. Такие работы обязательно должны сопровождаться комплексным обслуживанием тормозной системы, включающим очистку и обработку всех сопрягаемых деталей. Обязательным условием является также использование подходящих смазочных материалов. К сожалению, оценить качество этих работ на собранном колесе невозможно», – говорит эксперт.
Однако при замене дорогостоящей системы сцепления необходима комплексная диагностика соответствующих факторов, таких как наличие потения или течи в сальниках коленчатого и главного валов. Также необходимо проанализировать состояние шлицевой группы, степень износа маховика и т. д.
«Это сложная и трудоемкая серия процедур. Только если комплект сцепления установлен правильно и ответственно, он сможет обеспечить запланированные 150 000 километров, но срок службы может сократиться в несколько раз, особенно если не была соблюдена центровка или допущена ошибка в креплении», – объясняет эксперт.
По словам Березина, иногда запчасти заменяются более дешевыми аналогами или заменяются на «как новые». Поэтому важно отслеживать, какие детали действительно были установлены на автомобиль в процессе ремонта и насколько точно их перечень был отражен в заказ-наряде.
«Именно поэтому лучше добиваться возможности личного присутствия на подобных процедурах и быть внимательным, если вас попытаются этого лишить. Еще один приемлемый способ контроля, если по каким-то причинам вы не можете видеть ремонт в процессе, договориться с мастером о проведении работ с фотографиями и отправлять снимки заказчику через мессенджеры», – объясняет эксперт.
Также стоит попросить мастера сложить все демонтированные детали в багажник автомобиля. Но стоит помнить, что, наблюдая за ремонтом, не стоит отвлекать специалиста вопросами или разговорами, заключает Березин.