Резонатор – это один из компонентов автомобильной выхлопной системы. Он расположен между каталитическим нейтрализатором (или пламегасителем) и глушителем. По форме и среднему размеру резонатор примерно равен или немного меньше глушителя.
Несмотря на схожесть формы и размеров, функции резонатора отличаются от функций глушителя, хотя между ними есть некоторое сходство.

Вопреки мнению среднестатистического водителя, не углублявшегося в дебри проектирования, поток выхлопных газов от двигателя на улицу не является равномерным. По сути, это не равномерный поток, только скорость меняется в зависимости от количества оборотов, а непрерывный пульсирующий поток отдельных фракций газа. Эти пульсации соответствуют циркуляции ДВС на выходе из двигателя, но дальше по дороге они хаотично смешиваются и мешают друг другу. Когда газовые пульсации “давят” друг на друга, в выхлопе создается сопротивление (противодавление). Это приводит к снижению мощности и увеличению расхода топлива. Задача конструктора выхлопной системы – сделать эти пульсации как можно более упорядоченными, не создавая противодавления в выхлопе. Для этого в первую очередь необходим резонатор.
Уменьшение шума выхлопных газов. В качестве первого шага в снижении шума выхлопа резонатор выполняет ту же функцию, что и глушитель.

Снижение температуры выхлопных газов. Для эффективной работы каталитических нейтрализаторов необходима высокая температура (именно поэтому они изначально расположены в выхлопной трубе), а после прохождения через каталитический нейтрализатор температура выхлопных газов остается очень высокой, до нескольких сотен градусов. Резонатор охлаждает воздушный поток и предотвращает прогорание компонентов выхлопной системы.
Внешне резонатор представляет собой простую металлическую герметичную “банку” – часто резонаторами называют и его, и глушитель. Однако в устройстве этого элемента есть нечто большее, чем кажется на первый взгляд. Внутри резонатора находится несколько отсеков, соединенных между собой сетью трубок. Эти трубки имеют различную форму и диаметр, а некоторые из них снабжены специальной направленной перфорацией. Кроме того, эти трубки могут вставляться одна в другую, иметь ответвления и т. д.
По сути, резонатор представляет собой сложный лабиринт, в котором “блуждают” выхлопные газы, многократно отражаясь от стенок труб и проходя через перфорацию. Таким образом, они замедляют и частично снижают температуру. Одновременно снижается акустический фон.

Существует множество типов и подкатегорий внутренних частей автомобильных резонаторов. Однако значение этого элемента одинаково: уменьшение скорости газа и его охлаждение, а также управление пульсацией общего потока воздуха на пути к глушителю.
В резонаторе может произойти только два вида поломки: прогорание корпуса и повреждение внутренней структуры, то есть прогорание трубок и стенок. Такое повреждение может привести к целому ряду последствий.

Особенность повреждения внешнего уплотнения резонатора (и выхлопных труб в целом) в том, что, особенно при активной езде, масштаб повреждений может быть лавинообразным. То, что сегодня является небольшим басом на паркете, через несколько дней может превратиться в резкий, оглушительный рев при старте со светофора – размер маленькой прожженной дырочки резко увеличивается.
Поэтому желательно заменить резонатор сразу же, как только вы заметили признаки повреждения, или выполнить качественный ремонт пайкой. В качестве аварийного варианта можно использовать специализированную высокотемпературную паяльную пасту для выхлопных систем, но это не должно служить основой для полноценного ремонта.