Для первичной диагностики двигателя не нужно быть высококвалифицированным механиком или владеть сложным оборудованием – достаточно знать и использовать несколько приемов.
Желательно прослушивать двигатель на холодную, так как многие неисправности в прогретом двигателе не заметны. Сразу после запуска не должны стучать гидрокомпенсаторы, это важно, так как их замена – сложная и дорогостоящая процедура.
Если слышен стук поршней, значит, увеличился зазор между деталями. Звенит ли цепь ГРМ? Можно предположить, что гидравлический натяжитель работает неправильно.
В норме работа двигателя должна быть равномерной и стабильной. По мере прогрева обороты должны постепенно снижаться. Затем резко нажмите на педаль акселератора, но не под нагрузкой.
Прислушайтесь к тому, как двигатель набирает обороты – не должно быть резких перепадов или лишнего шума при работе. Если вы слышите стук, это может быть шатунный вкладыш. Это означает, что двигатель долго не проживет.

Если некоторые соединения во впускном тракте ослаблены, хорошо слышно шипение воздуха. Если же они исправны, шум движения воздуха практически не слышен.
Недобросовестные продавцы могут прикрыть стук в двигателе другой искусственно созданной неисправностью, например ослаблением креплений деталей выхлопной системы.
Если вы заранее знаете, к какому автомобилю присматриваетесь, попробуйте прокатиться на одном и том же автомобиле в совместном пользовании. Вы можете сравнить работу двух одинаковых двигателей.
Заглушите двигатель и посмотрите на заливное отверстие в клапанной крышке. Детали должны быть светлого цвета (чем светлее, тем лучше), и вы не должны видеть никаких сгустков застывшего масла.
Если двигатель имеет значительный пробег, внутренние детали могут иметь коричневатый цвет, но на них не должно быть густых масляных отложений.

При продаже автомобиля предыдущий владелец может протереть поверхность деталей, которые видны через горловину клапанной крышки. Чтобы лучше рассмотреть детали, возьмите фонарик и осветите салон под разными углами.
Загляните также внутрь заливной пробки. Там не должно быть черных сгустков или затвердевших отложений. Зимой внутри пробки может быть желтоватая эмульсия.
Это результат конденсации. Но даже в этом случае не должно быть капель, похожих по цвету на антифриз. Если они есть, значит, в масло попала охлаждающая жидкость, что может привести к дорогостоящему ремонту двигателя.
Масло не должно вытекать через маслозаливную горловину – допускается лишь несколько капель, иначе можно говорить о том, что картерные газы попали в головку блока цилиндров. Вы можете легко проверить это, просто надев пробку на горловину, не затягивая винты. При этом она не должна сильно выпирать.
Следите за состоянием двигателя, уровень масла на щупе находится около верхней отметки. Цвет масла не должен быть черным.

Но и очень свежее масло должно вызывать подозрения. Перед продажей автомобиля некоторые владельцы любят менять масло. Расчет на то, что неопытный покупатель не обратит на это внимания.
Если вы видите частицы сажи на щупе, это уже тревожный знак. Кроме того, из отверстия щупа не должны выходить картерные газы.
Хорошо, если на двигателе есть тонкий слой сухой грязи – это означает, что нет утечек технических жидкостей.
Вымытый до блеска двигатель должен вызывать опасения. Это означает, что предыдущий владелец хотел скрыть утечки масла или антифриза. В некоторых случаях продавцы моют только переднюю часть двигателя. Вооружившись фонариком и зеркалом, не поленитесь осмотреть заднюю часть силового агрегата.
Если вы обнаружили течь в районе головки блока цилиндров, можно предположить, что давление в картере двигателя повысилось.
Помимо самого двигателя, осмотрите систему охлаждения. На стыках деталей не должно быть утечек. Осмотрите расширительный бачок, пока двигатель не прогрет. Если в охлаждающей жидкости присутствуют следы моторного масла, это плохой знак.
Если при запуске холодного двигателя из глушителя первым делом выходит дым синеватого цвета, возможно, в двигателе скопилось масло.
Чтобы проверить этот симптом на прогретом двигателе, раскрутите его до 3000 об/мин, подержите в таком положении несколько секунд, а затем резко поднимите обороты до 5000 об/мин. Если двигатель действительно страдает от расхода масла, вы должны увидеть значительное количество синего дыма, выходящего из выхлопной трубы.
Если расход масла превышает все мыслимые критерии, сизый дым будет заметен каждый раз, когда вы нажимаете на педаль газа.

Края выхлопной трубы также свидетельствуют о наличии масляных отложений. Если на концах все засалено, а бархатистые образования черного цвета хорошо видны, от покупки такого автомобиля лучше отказаться.
Перекупщики знают об этих симптомах, поэтому, прежде чем показать машину покупателю, протрите края выхлопной трубы. Но даже в этом случае вам может понадобиться фонарик, чтобы осветить внутреннюю часть глушителя.
Описанные методы проверки двигателя помогут вам выявить проблемы, которые лежат на поверхности. Если по этим критериям вы удовлетворены техническим состоянием двигателя, имеет смысл провести более глубокую диагностику.
Например, в этом случае узнать больше о том, что происходит внутри двигателя, можно, демонтировав заглушки. Далее измеряется компрессия, а с помощью эндоскопа осматриваются поверхности тарелок клапанов и цилиндров.
При проведении углубленной диагностики специалист сможет выявить все неисправности двигателя.