Ассоциация “Российские автомобильные дилеры” (РОАД – представляет интересы более 1,6 тыс. дилерских центров в РФ) обратилась в Минпромторг и Минфин с просьбой разъяснить, как распределяются средства на компенсацию утилизационного сбора.
Обращение было направлено в соответствующие ведомства, а представители пресс-служб Минфина и Минпромторга подтвердили получение письма и заверили, что дадут ответ “в установленные сроки”.
В РОАД напомнили, что за последние два с половиной года цены на российском рынке легковых автомобилей выросли в два раза. По мнению исполнительного директора ассоциации Игоря Чикина, к 2030 году цены на рынке удвоятся на фоне ожидаемого повышения утилизационного сбора. Дилеры исходят из того, что производители включают повышение сбора в себестоимость продукции.

“В 2014 году треть россиян, покупающих автомобили (33%), могла позволить себе приобрести новую машину, но к 2023 году этот показатель снизится до 14%. По прогнозам РОАД, к 2030 году, с учетом планируемого повышения стоимости утилизации, число россиян, которые могут позволить себе новый автомобиль, снизится до 5-7 %”, – говорит исполнительный директор ассоциации.
В РОАД подчеркивают, что ценообразование – это вопрос выживания дилерских сетей, число которых может сократиться по мере роста цен на автомобили.
Экспертное сообщество считает, что цены на авторынке все равно будут расти. В частности, исполнительный директор агентства “Автостат” Сергей Удалов подчеркнул, что повышение утилизационного сбора затрагивает всех.
“Вопрос в том, кто и как будет компенсировать. Учитывая, что не все модели будут компенсированы в полном объеме, а для некоторых уровень локализации недостаточен, цены вырастут у всех, но в разной степени. Для более локализованных автомобилей рост будет меньше, поэтому мы можем разделить их на бюджетный и небюджетный сегменты”, – поясняет управляющий директор аналитического агентства.
По словам Владимира Беспалова, аналитика “Эйлер Аналитические Технологии”, на стоимость автомобиля влияет множество факторов, помимо утилизационного налога. При этом он прогнозирует, что к концу 2024 года средняя цена нового автомобиля вырастет на 2-4 %.
Кроме того, изменение структуры продаж в пользу более дешевых моделей приведет к снижению цен. Беспалов заключает, что даже если налог на утиль будет увеличен этой осенью, эффект на среднюю цену автомобиля проявится только в 2025 году.