Запрет Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России на экспорт топлива поможет решить проблемы на бирже и наполнить внутренний рынок в условиях растущего спроса, считает председатель Российского топливного союза (РТС) Евгений Аркуша.
Он отметил, что предложенная ФАС мера по запрету экспорта бензина из России с 1 августа 2024 года является целесообразной. По словам Аркуши, в настоящее время на биржах наблюдается дисбаланс спроса и предложения, что делает вероятным реальный запрет на экспорт топлива.
Одной из причин сложившейся ситуации Аркуша назвал отсутствие дополнительной сессии на бирже. Он уточнил, что нефтяные компании не только редко продают топливо, но и покупают его непосредственно на бирже. Специально для этого существовала дополнительная сессия, на которой не было сделок, все операции проводились адресно, а цена формировалась по итогам основной сессии, поясняет Аркуша.
Ситуация усугубляется логистическими проблемами на железной дороге, а нефтяные компании жалуются на нехватку вагонов. Кроме того, скоро вступят в силу обновленные правила недискриминационного доступа (НДД) к инфраструктуре железнодорожного транспорта: если раньше нефтепродукты относились к третьей очереди грузов, то с 1 сентября по новым НПА они будут относиться к шестой очереди.
После введения запрета на экспорт ситуация на биржах стабилизируется, цены упадут, а логистические проблемы будут решены, уверен Аркуша. Простые автомобилисты не пострадают, успокаивает председатель РТС, даже если цены на бензин и дизельное топливо к концу года и вырастут, то только планово, на уровне инфляции и не более. Кроме того, розничный и оптовый рынки в нашей стране “оторваны друг от друга”, резюмировал Аркуша.