Всего за 9 месяцев 2024 года долговая нагрузка отечественных автогигантов уже достигла 100 миллиардов рублей. И это несмотря на постоянный рост стоимости новых автомобилей.
Почему гордость российского автопрома вынуждена постоянно просить у государства деньги на поддержание финансовой стабильности компании?
Общая сумма долга компании в 2023 году составит 120 миллиардов рублей. В прошлом году ключевая ставка была низкой, поэтому на погашение кредитов уходило меньше средств. Скорее всего, в этом году сумма долга превысит прошлогодний рекорд.
“Прибыль в автомобильной промышленности трудно сравнить с нефтяным или банковским секторами, поэтому все, что мы заработаем в этом году, будет потрачено на выплату процентов по существующим кредитам. Это короткий путь к банкротству”, – заявил Сергей Чемезов, глава Ростеха.
То есть банкротство АвтоВАЗа – это не просто слова, а вполне реальная перспектива, и без государственной поддержки LADA может исчезнуть навсегда. В 2023 году ВАЗ отчитался об операционной прибыли за финансовый год, а также списал убытки предыдущего года.

Проблема компании – кредитные обязательства. АвтоВАЗу приходится брать кредиты, потому что нужно оплачивать детали и запчасти, а также помогать поставщикам готовиться к увеличению производства.
Министерство промышленности и торговли РФ вынуждено практически постоянно поддерживать «Автобазу». К сожалению, долг растет быстрее, чем его можно списать.
Стоит отметить, что по итогам 2023 года сумма прибыли и сумма списанного долга не сообщалась – сообщалось лишь, что за первые шесть месяцев 2024 года завод собрал 235 000 автомобилей, что на 73 % больше, чем за первые шесть месяцев 2023 года. Очень странно, что производство растет, цены растут, но при этом растет и долг.
АвтоВАЗ принадлежит государству. Учитывая текущую международную ситуацию и санкционную политику западных стран, необходимо и важно поддерживать отечественных производителей. Так можно конкурировать с китайскими автопроизводителями, наводнившими российский авторынок.
Горькая правда заключается в том, что АвтоВАЗ выпускает почти одинаковые автомобили с почти одинаковыми деталями, двигателями и коробками передач по очень низкой цене: японский покупатель у себя на родине может купить новую Toyota Corolla с отличным качеством сборки и электронным наполнением за 2 миллиона рублей (цена новой Vesta).
Учитывая уровень зарплат в России и Японии, средний японец может купить Corolla на 3-4 месячные зарплаты, а российскому покупателю придется брать кредит на 5 лет под 30% годовых…..
Куда уходят деньги АвтоВАЗа, для многих становится еще одной очередной загадкой.