Сохранение Центробанком РФ ключевой ставки на уровне 21% не сыграет существенной роли в переломе тенденции снижения рынка автокредитования и не повлияет на ситуацию с уменьшением выдачи кредитов потребителям.
Такое мнение в интервью «За рулем» высказала Ирина Андриевская, директор по контенту и аналитике финансового маркетплейса Vyberu.ru.
Говоря о том, как текущая ключевая ставка влияет на автокредитование, она подчеркнула, что ситуацию на рынке автокредитования в 2024 году можно разделить на два периода.
“В первые три квартала банки выдавали автокредиты в турбо-режиме: динамика выдачи в этом сегменте опережала все остальные виды кредитов. Согласно статистике Центробанка, с марта по сентябрь месячная процентная ставка по автокредитам достигала 4-5 %. Однако после четырех повышений ключевой ставки с 16 до 21 % в июле-октябре выдача автокредитов начала «тормозить». С начала четвертого квартала процентная ставка снизилась до 1,9 % в октябре и 1,2 % в ноябре”,- поделилась эксперт.
По состоянию на 1 декабря текущего года портфель автокредитов российских банков составил 2,591 триллиона рублей, увеличившись с начала года на 51% (1,715 триллиона рублей на 1 января 2024 года). Андриевская отметила, что все предпосылки для дальнейшего замораживания рынка автокредитования в декабре сохраняются.

«Зимой, то есть в январе-феврале 2025 года, заморозка только усилится. Сохранение ключевой ставки на уровне 21% на декабрьском заседании ЦБ РФ не сможет переломить тенденцию к снижению и не окажет влияния на сокращение объемов выдачи автокредитов. На самом деле большее влияние на автокредитование оказывают другие факторы, помимо ключевой ставки», – подчеркнула эксперт.
Прежде всего, выросли цены на автомобили, поэтому все меньше заемщиков, особенно с невысокими доходами, получают одобрение». Андреевская отметила, что все происходящее на автомобильном рынке, включая ужесточение регулирования параллельного импорта, тарифы и акцизы, а также утилизационный сбор, приводят к росту цен на иномарки.
«В результате автовладельцы бросились оформлять кредиты до 1 октября. Во-вторых, Центробанк ужесточил правила выдачи автокредитов, чтобы защитить заемщиков от чрезмерной закредитованности, а банковский сектор – от дефолтов клиентов. Иными словами, у заемщиков, которые используют 80 процентов своей зарплаты для погашения предыдущих долгов, меньше шансов получить автокредит. Банки рассматривают таких клиентов как высокорисковых и теперь будут одобрять заявки тех, у кого показатель долговой нагрузки не превышает 50 процентов, то есть тех, кто отдает менее половины зарплаты на погашение «старых долгов», – пояснила эксперт.
В-третьих, с 1 апреля 2025 года Центробанк может еще больше «ужесточить» автокредитование в рамках принятого Госдумой закона о введении макропруденциальных ограничений в сфере автокредитования.
«Если сложить все неблагоприятные факторы для автомобильного рынка в 2025 году, то рост рынка значительно замедлится. При наиболее благоприятном сценарии ежемесячный динамичный темп роста составит не более 1,2-1,5%, что сопоставимо с ноябрьским результатом. Мы ожидаем, что в следующем году портфель автомобильных кредитов российских банков достигнет 2,9-3 триллионов рублей», — делится прогнозом эксперт.
Не исключено, что ключевая ставка не будет снижена как минимум до заседания ЦБ в феврале 2025 г. Официальная инфляция уже ускорилась до более чем 9,31%, и, скорее всего, ставка останется на уровне 21% или повысится на 50-100 базисных пунктов, резюмировала Андривская.