Министерство промышленности и торговли планирует начать эксперимент по обязательной маркировке автомобильной электроники с 28 февраля 2025 года. В список попадут такие детали, как спидометры, тахометры и другие элементы, отвечающие за работу электронных систем автомобиля.
На первый взгляд, борьба с контрафактной и некачественной продукцией может показаться хорошей идеей – ведь поддельная электроника может выйти из строя в самый неподходящий момент и даже стать причиной аварии.
Например, неисправный спидометр или тахометр может ввести водителя в заблуждение, что приведет к превышению скорости или перегрузке двигателя.

Но если автопроизводители заботятся о качестве своих деталей, почему государство должно вмешиваться в этот процесс? Для них не менее важно, чтобы их продукция была надежной и безопасной.
Александр Стрельников, генеральный директор российско-китайской транспортной компании «RusTransChina»:
Основная цель маркировки – защитить рынок от некачественной и контрафактной продукции. Маркировка помогает проследить цепочку поставок и снизить риск попадания на рынок несанкционированных деталей. Это особенно важно в условиях глобализации, когда детали могут поставляться из разных стран, где контроль качества может быть слабым. Может показаться, что для автопроизводителей нет ничего сложного в том, чтобы использовать надежные детали. Но на самом деле все немного сложнее. Во-первых, современные автомобили состоят из тысяч деталей, поставляемых десятками, а то и сотнями компаний. Отследить происхождение каждой детали – задача не из легких. Во-вторых, некоторые производители могут намеренно выбирать более дешевые, но менее надежные детали, чтобы сократить расходы. Это опасно, поскольку по маркировке легче выявить подделку или некачественные детали, а использование некачественных деталей может увеличить количество несчастных случаев, что создает дополнительную нагрузку на системы здравоохранения и правоохранительные органы
Эксперты отмечают, что государственная маркировка имеет и свои недостатки. Во-первых, она может привести к дополнительным расходам для производителя, что может повлиять на конечную цену автомобиля.
Во-вторых, внедрение системы маркировки требует времени и ресурсов, что может замедлить производственный процесс.
Наконец, всегда есть риск, что маркировка превратится в простой бюрократический процесс, не приносящий реальной пользы.