
Seal – потому что именно так переводится слово seal. Посмотрите на форму кузова – разве сходство не очевидно? И не только с ластоногими, но и с новейшими электромобилями других производителей – вспомните Mercedes EQE или Hyundai Ioniq 6. Кстати, BYD Seal вместе с последним стал лауреатом престижной премии iF Design Award 2023. Tesla Model 3 тоже вписывается в этот ренессанс биодизайна, но на фоне BYD она выглядит скучно. И хотя в сходстве с куском мыла есть своя прелесть, такой внешний вид трудно назвать интересным – в нем нет ничего привлекающего внимание. Но внешний вид “тройки”, созданной в 2017 году, устаревает очень медленно, ведь от него невозможно устать! Минутка зоологии: если бы BYD сделала кузов без зеркал (например, с камерами вместо них), то это точно был бы тюлень. Но этот больше похож на морского льва или тюленя, которые относятся к семейству ушастых тюленей. Он выделен в отдельную категорию от так называемых настоящих тюленей – тюленей без ушей.

Кузова обоих автомобилей обладают впечатляющими аэродинамическими характеристиками, но BYD все же немного опережает их: коэффициент Cd составляет 0,219 по сравнению с 0,23 у Tesla. Для сравнения, у таких лидеров отрасли, как Lucid Air, Mercedes EQS и Nio ET7, аэродинамическая эффективность составляет 0,2. Стремление к абсолютной рационализации приводит к тому, что многие новейшие “электромобили” визуально похожи друг на друга (есть, конечно, и отсебятина вроде остроугольного HiPhi), но Seal получился запоминающимся – его трудно перепутать с любой другой высокотехнологичной китайской новинкой. Название Seal в BYD выбрали не случайно: вместе с соседней моделью Dolphin они образуют так называемую серию Ocean (интересно, кто там третий – кашалот, мурена или, может быть, медуза). И что имела в виду компания Tesla, когда присвоила “тройке” – единственной в модельном ряду – не буквенный, а цифровой индекс? Здесь история еще интереснее и многим известна. Но для полноты картины повторим историю.

Илон Маск хотел, чтобы название моделей образовывало слово SEXY, но букву E нельзя было зарегистрировать из-за Форда – он убедил патентное бюро, что Model E слишком похожа на Model T (не пропустите эту историю про Tin Lizzie). Поэтому был выбран символ, максимально похожий на букву E в зеркальном исполнении. Кстати, у BYD тоже есть модель с тройкой в названии – кроссовер Atto 3, никакого отношения к океану не имеющий. А сегодня мы имеем электромобиль, у которого время разгона до сотни указано прямо на крышке багажника! Показатель в 3,8 секунды, конечно, крут, но не настолько, чтобы им можно было похвастаться в мире современных электромобилей. Например, более скромный по мощности

двухмоторный Tesla Model 3 Performance 2019 года “по паспорту” оставляет 4 секунды. И действительно, даже без всяких “лончей” и специальных режимов она делает тот же пробег, что и 530-сильный BYD Seal. Мы сделали несколько параллельных стартов на гостеприимной площадке российской драг-серии RDRC на аэродроме Быково – и все время в динамике был паритет. Я никогда не слышал, что тюлени могут быть такими быстрыми. Итак, BYD рисует на приборной панели (таймер разгона появляется в спортивном режиме) результат 3,9 секунды, а Tesla – 4,1. Но ловить эти доли десятых секунды – удел любителей светофорных гонок, а для большинства пользователей будет достаточно того, что оба автомобиля разгоняются до сотни примерно за 4 секунды, и это действительно очень быстро. Особенно для повседневного автомобиля, который в наше время не стоит ничего заоблачного. Но в реальной жизни – при разгоне с места и в пол – динамика двух электромобилей существенно отличается по характеру. Tesla обеспечивает непревзойденную чистоту связи между педалями и трансмиссией: электромобиль никак не интерпретирует импульс, поступающий от ноги. Если углубиться в настройки силового агрегата, то преимущество Tesla становится еще более значительным. Например, в Seal рекуперация не позволяет ездить на одной педали, а Model 3 способна интенсивно замедляться до полной остановки. При этом настройки туда и обратно максимально щадящие: стандарт и овердрайв. А удобный режим Creep, когда автомобиль начинает движение при отпускании педали тормоза (как в обычном “автомате”) в электромобиле BYD почему-то отсутствует. Вождение не становится монотонным, а лишь приобретает более деликатный характер – ровно настолько, чтобы первоначальная задержка реакции перестала раздражать, а BYD не стал напоминать поведение типичного тюленя.Режим Track позволяет управлять балансом тяги между передней и задней осью: базовое соотношение 50/50 может быть смещено в любую сторону с шагом в 5 процентных пунктов. Владелец автомобиля в шутку называет крайние и промежуточные положения “Camry 3.5”, “BMW M3” и “Subaru STI” соответственно. Несмотря на более полную проработку силового агрегата в Tesla, общие впечатления от вождения лучше у BYD. Потому что по большинству ходовых качеств, кроме динамики, Seal превосходит Model 3У BYD круто настроено шасси – Tesla не догоняет его ни по энергоемкости, ни по общей сборке. Поэтому “котик” едет дороже и благороднее – но непонятно, почему не удосужились разобраться с разницей между комфортным и спортивным режимами. В свою очередь, легкая расхлябанность и небрежность в настройке шасси (которая в основном проявляется на фоне BYD) хорошо рифмуется в Tesla с ее сумасшедшим характером разгона – возникает эффект мотоцикла.

Все немногочисленные аксессуары (посмотрите хотя бы на блок управления очками), неаккуратно плоские и скользкие сиденья, щели и зазоры в панелях, скрипы и дребезжание обшивки (даже с поправкой на то, что тестовый автомобиль не новый). Над дизайном специально не заморачивались – это похоже на “ремонт строителя”, когда все есть, выглядит аккуратно и работает хорошо. Но стиля, вкуса, интересных материалов и, тем более, перфекционизма ожидать не приходится. Да и сзади, в отличие от Seal, сидеть не очень удобно: не хватает места для ног в целом и особенно для ступней. Тело встречают “длинноухие” спортивные сиденья с соответствующей отделкой (они входят в опциональный спортпакет), каждая планка в салоне имеет клетчатую фактуру, везде прострочка, перфорация, интересные сочетания материалов, безупречно работающие микролифты (в Model 3 это скорее макролифты) и интересные детали вроде хрустального селектора режимов трансмиссии. Уровень отделки этих автомобилей даже сравнивать бессмысленно, а фотографии показывают разницу лучше всяких слов. В результате пропасть между этими двумя похожими на первый взгляд моделями настолько велика, что считать их конкурентами можно лишь формально. Tesla даже не пыталась сделать автомобиль для тех, кому нужен обычный автомобиль – для счастливого владения им нужно быть приверженцем философии “весельчак Маск знает лучше”.С одной стороны, кажется, что Tesla Model 3 – это самый понятный электромобиль “по умолчанию”. Известная и проверенная модель, несколько вариантов силовой установки (которая к тому же модернизируется каждые два года), ее можно купить в Америке или Европе, новую или подержанную, целую или разбитую. Но, с другой стороны, учитывая все вышесказанное, Seal, который на первый взгляд кажется странной игрушкой, оказывается более сбалансированным и удобным вариантом электромобиля на каждый день.

