На этой неделе Беларусь возобновила экспорт бензина АИ-95 на российский рынок после месячного перерыва. С 12 по 14 августа поставки белорусского топлива составили до 3,7 % от общего объема продаж АИ-95 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ).
Поставки были нестабильными, но эксперты отмечают, что предложение на бирже улучшилось из-за роста цен на бензин в России.
Большая часть поставок осуществлялась через приграничные станции в Брянской и Смоленской областях. Ранее, в июне, Беларусь поставила на российский рынок 8,7 тыс. тонн бензина и 32,7 тыс. тонн дизельного топлива. Белорусские нефтепереработчики, сдерживаемые санкциями на европейском рынке, активно используют российские порты для экспорта нефтепродуктов.
Беларусь вернулась на российский рынок на фоне высоких цен на АИ-95 и АИ-100, которые в июле достигли рекордных значений. В августе цена на АИ-95 на СПбМТСБ вновь начала расти, достигнув 72,8 тыс. бриксов за тонну.
Белорусские НПЗ, работающие за счет импорта от российского трейдера «Промсырьеимпорт», получают из российского бюджета демпфирующие выплаты, компенсирующие разницу между закупочными и внутренними ценами.
В 2023 году Беларусь поставила в Россию 45 000 тонн бензина, а за первые семь месяцев 2024 года – 40 000 тонн. Уровень оптовых цен на российском рынке делает поставки белорусского АИ-95 привлекательными для местных НПЗ.
14 августа правительство России продлило ограничения на экспорт бензина до конца 2024 года. Ожидается, что запрет будет действовать до конца октября, а затем будет снят досрочно.
Российские компании не экспортируют АИ-95, и отрасль объясняет рост его стоимости неспособностью нефтеперерабатывающих заводов удовлетворить высокий спрос.
Официальная мотивация ограничения – поддержание стабильности российского топливного рынка в период сезонного спроса и плановых ремонтов на НПЗ.